Молодежный блог Карелии - это площадка, где ты можешь в свободной форме рассказать обо всем, что происходит в твоем городе/районе, что интересно тебе и твоим сверстникам. Присылай свои тексты и фотографии по электронной почте: [email protected]
Первый Лесной фестиваль в Пяльме
Пудожский район
Впервые в Карелии состоялся Лесной фестиваль. В старинной Пудожской деревне Пяльма собрались экологи, жители и гости Пудожского района. Главной идеей фестиваля было сохранение нетронутой тайги вдоль реки Пяльма.
Проведению фестиваля предшествовала большая работа организаторов и волонтеров. Часть волонтеров и организаторы приехала в деревню на несколько дней раньше, чтобы подготовить площадку фестиваля к приезду гостей: собрать и установить столы, скамейки, туалеты, натянуть тенты, разработать и изготовить таблички-указатели. Последняя задача была поручена мне. Кроме этого вместе с другим волонтером Юлей (она приехала на фестиваль вместе со своим другом Ромой из Волгограда) обзванивала некоторых гостей и организаторов фестиваля. К началу фестиваля к нам присоединились и другие волонтеры. У каждого из нас была своя задача: некоторые встречали гостей (даже если это нужно было сделать в 4 утра), кто-то помогал на кухне, другие регистрировали приезжих, помогали ставить палатки.
Программа фестиваля была очень насыщенной: и лекции, и занятия по сбору трав, и путешествия к нетронутым лесам, и поход в пещеру, и различные мастер-классы. А по вечерам - долгие беседы у костра, вплоть до поздней ночи. Этот фестиваль объединил множество интересных людей из разных уголков нашей страны, из Финляндии, Швеции и Эстонии.
Лично у меня от фестиваля остались только положительные эмоции. Я познакомилась с изумительными людьми и научилась очень многим вещам. Сейчас мне хочется, чтобы поскорее наступило следующее лето и я еще раз смогла съездить в это прекрасное место.
Юля Гапич
Август 2014
Петроглиф-2014: неделя в мире литературы
Петрозаводск-д. Кондобережская-Соловки-Петрозаводск
«Встречаемся под часами в 12.00 на жд вокзале,» - по электронной почте я получила сообщение и фотографию нашей небезызвестной площади Гагарина со стороны проспекта Ленина. Сказано под часами – сделано! За целых пять минут до назначенного времени я примчалась к нашему Биг-Бену, с прошлого года украшающему Петрозаводск. Опаздывать ни в коем случае нельзя! От площади автобус должен отвезти меня на второй международный фестиваль Петроглиф-2014, пропустить который было бы преступлением.
На скамеечке под часами сидели веселые люди с гигантскими походными рюкзаками – мастера фестивальной жизни. По сравнению с ними мои скромные сумки выглядели очень бледно.
– На фестиваль? – подошла я к незнакомцам.
– На фестиваль, присаживайся! Ты откуда? – спросила рыжеволосая дама с задорной улыбкой.
– Петрозаводск. А вы? – со всех сторон понеслось:
– Москва!
– Москва.
– Пермь.
– Мы из Севастополя.
– Санкт-Петербург.
Только тогда я поняла, на что подписалась. Компания собралась самая что ни на есть творчески одаренная и по городам и весям матушки-Руси разбросанная. Совсем скоро стрелки перевалили за 12.00, а организатора видно не было.
– Может, позвоним?
– Не, еще подождем, мало ли чего?
Скамеек на всех не хватало, народу привалило немало. Общее волнение было прекращено Светланой Васильевой и Николаем Романецким:
– Эй, вы, что тут делаете? Ясно же было сказано: встречаемся под часами! – длинноволосая Светлана, похожая на русалку, показала на часы под козырьком вокзала.
Автобус нас уже ждал. Почти сорок человек моментально загрузились в него и отправились в путь-дорогу. Через пять часов, всласть наглядевшись на пролетающие мима леса и озера, мы приехали в деревню Кондобережскую Медвежьегорского района. Здесь, в большом карельском доме польского писателя Мариуша Вилька, прошла основная программа фестиваля «Петроглиф-2014». Дом Мариуша достоин отдельной статьи. В традиционном карельском стиле, большой и просторный, по-северному красивый и притягательный, дом находится на реставрации, но в нем продолжают жить, от чего его очарование становится только сильнее. На три дня берег Онежской губы стал приютом для творчески одаренных странников со всей России.
Литературных фестивалей в России не так уж и мало. Волошинские чтения, Интерпресскон, Волчья сказка… Что же отличает наш Петроглиф? Его многонаправленность и всеохватность. Если тот же Интерприскон посвящен фантастике, а чтения – поэзии, то Петроглиф – это столкновение разных видов и направлений современной литературы. Деревенская проза, фантастика, детская литература, современная поэзия – основные направления, охваченные фестивалем. Такой подход отразился и на конкурсной программе, состоящей из двух номинаций – лучшее прозаическое произведение о Карелии и лучшая подборка стихотворений. Сам фестиваль продлился неделю: с 24 по 30 июля.
Недетские баталии
Одна из самых заметных особенность фестиваля – ориентированность на детей. Специально для них был подготовлен праздник «Остров «Ю» Еленой Усачевой и Анной Матасовой и развивающая программа «Биномка» Верой Линьковой. 26 июля более 50 ребят со всего Медвежьегорского района приняли участие в празднике. Спонсором подарков стал Клуб кураторов литературных фестивалей ОНФ.
Но не только развивающие игры и общение детских писателей с читателями было в центре внимания фестиваля. Взрослые говорили о сложностях современной детской литературы. Доклад, посвященный данной теме, представила писательница Елена Усачева. Он вызвал яркую дискуссию.
Елена Усачева выделила несколько закономерностей развития детской литературы в постсоветский период. Волшебники, вампиры, инопланетяне и пираты – вот главные герои детских умов в последние годы. Каким же должен быть современный герой детской литературы? О чем она должна быть? Замечания автора о знакомстве ребенка с реалиями современного во многом жестокого мира вызвали различные мнения. Особенно активно обсуждались книги о какашке и о мальчике, подружившемся с геем, а также тема самоубийства в подростковой литературе? Все эти острые вопросы остались без ответов – участники дискуссии остались при своих мнениях.
Женская: проза и поэзия
Карельские авторы также не остались в сторонке. Анна Матасова, поэт из Питкяранты, рассказала о своих любимых современных авторах, представив публике их поэзию: Александр Башлачев, Александр Кабанов, Валерий Прокошин, tau 47,Игорь Белов, Сергей Жадан. Метким строкам не было конца –Анна представляла не только поэзию авторов, но и кратко рассказывала о жизни самих авторов.
Ирина Мамаева, имеющая заонежские корни и известная как автор произведений «Ленкина свадьба» и «Земля Гая», рассказала о своей малой Родине и о том, как общение с бабушкой, пережившей финскую оккупацию, и простыми доярками привело ее к литературе.
Живое слово
Фестиваль не был бы тем первоначально задуманным фестивалем, если бы на нем не звучала поэтическая речь современных авторов. Самозабвенно и с выражением представил публике свои творения журналист «Независимой газеты» Андрей Щербаков-Жуков. Его поэзия, игриво-сентиментальная и напористо-мужская, ироничная и очень личная, тронула каждого. Сам Щербаков-Жуков был покорен творчеством молодого медвежьегорского музыканта-исполнителя Александра Исидорова. Черная гитара, металлические струны и только свои песни – Александр напрочь отказывался играть чужие композиции, замечая:«Лучше не спою, а хуже – зачем?»
Вера Линькова – удивительный человек: журналист, поэт, арт-педагог. Именно Вера Линькова занимала целую ораву ребятишек, приехавщих с родителями на фестиваль, с помощью уникальной методики развития воображения «Биномка». На поэтических чтениях Вера Линькова представила свои завораживающие изысканностью стихотворения.
Максим Гликин, работающий на небезызвестном канале РБК, читал кое-сто из своего сборника довольно игривых, местами ироничных, полных заимствованных слов строчек. Он далек от Есенина, природа лишь изредка подмигнет со страниц сборника , Максим современен и актуален: реклама, городские будни, жизненные впечатления – поэт пишет об этом легко и просто.
Немного смущаясь, согласился почитать «свое» Сергей Пупышев, известный в поэтической среде как Сергей Львович. В его произведениях дыхание Есенина ощущается безмерно полно. Лесные просторы, человеческие судьбы – все знакомо и мило сердцу. Именно Сергей Пупышев стал победителем поэтической номинации, да не только! Он же заслужил первое место в прозе. Сергей личность неоднозначная. Родился в Перми, учился на ракетного летчика, но понял, что это не его. Последние десять лет живет в Карелии, работает на лесопильне, благодаря чему смог исполнить одну мечту. Заработав кровью и потом денег, он с творческой интеллигенцией Петрозаводска издал поэтический альманах «Снегири», в который вошли 37 авторов Северо-Запада. Альманах был презентован в Скандинавии, Финляндии и России. Сейчас Сергей Львович участвует в подготовке второго альманаха «Снегери», на этот раз прозаического.
Давно уже не Золушка
В советские времена о фантастике говорили, как о Золушке литературы, скромно заявившей о себе в начале двадцатых прошлого столетия. Сегодня фантасты могут похвастаться немаленькой группой сочувствующих читателей, подбадриваемых новыми научными открытиями. Фестивальная жизнь фантастов многообразна и, наверное, наиболее развита в России. Но она закрыта: фантасты варятся в одном котле, оставаясь в некой замкнутой системе. Общение с литераторами другого толка для фантастов – полезный опыт. Для непосвященных в фантастику людей знакомство с нею также оказалось небезынтересным.
Так, Николай Романецкий поведал об истории создания и жизни альманаха «Полдень XXI век» Бориса Стругацкого. Долгое время шли разговоры о создании журнала, посвященного фантастике. Наконец в 2002 году его создали. Бразды правления взял на себя Борис Стругацкий, мэтр словесного мастерства. Проблемы возникли сразу же. Через несколько номеров спонсор отказался от финансирования убыточного проекта – и над изданием нависла угроза исчезновения. «Полдень XXI век» был спасен издательством «Вокруг света», которое взяло под свое крыло детище фантастов. В творческом коллективе кипела бурная деятельность, все жили альманахом, стараясь сделать его все более интересным, но сказка закончилась. В 2013 ушел из жизни Борис Стругацкий – и без того печальное и ужасное для современной литературы событие омрачилось моментальным решением издательства «Вокруг света» закрыть альманах. Сотрудники «Полдня XXI век» остались без мэтра и его детища, хотя желание работать и создавать никуда не делось: материалов, подготовленных для публикации в альманахе, хватило бы еще на пять номеров.
Выкупить права на название «Полдень XXI век» для Николая Романецкого оказалось слишком дорогим удовольствием. Современная печать без материальной поддержки также невозможна, поэтому альманах ушел в сеть. По сути, это новое издание, озаглавленное просто «Полдень» и перенявшее все самые лучшие традиции своего предшественника. Первый номер появился в декабре 2013 года. Сейчас журнал продолжает публиковаться в сети. Приобрести его можно только на одном сайте: www.lenknigotorg.ru. Николай Романецкий взялся за издание целой книги под общим названием «Полдень». Она выйдет в свет предположительно в августе этого года и будет стоить около 350 рублей. От продаж книги будет зависеть судьба «Полдня» – его существование или исчесзновение.
Среди гостей фестиваля были два фантаста, два Дмитрия – Скирюк и Казаков. Первый из Перми, второй из Нижнего Новгорода. Первый временно живет в Москве, второй – в Таиланде. Оба дружат. Скирюк в последнее время не пишет фантастику, готовит материалы для внушительной монографии о древних настольных играх. Для гостей фестиваля Дмитрий рассказал о том, как игры отражаются в литературе, например, в поттериане Роулинг, в «Алисе в стране чудес» Кэролла и в «Граде обреченном» Стругацких.
Дмитрий Казкаков почтил своим присутствием всю честную компанию, подоспев как раз к финальному банкету. Для себя он многого не потерял: впереди было самое увлекательное – путешествие к Петроглифам и на Соловки. Культурный и экотуризм – неотъемлемая часть карельского фестиваля.
Язычество, христианство и власть
Долгие и порядком утомительные переезды стоили того, чтобы увидеть петроглифы. Сама скала, на которой располагаются древние изображения, достойна особого внимания. Эта скала – плато, отделяющая ядро земли от поверхности планеты. Древний ледник подчистую снес слои почв и известняка, обнажив земельную кость до предела. Радиация, холод, язычество. Атмосфера у этого места совершенно особенная: изображения знакомят с повседневной жизнью древнего человека, который, того и глядишь, выскочит из-за зарослей кустов.
На Соловки мы отправилась по воде. Два дня мы жили так: днем исследовали остров, а ночью спали в кубрике, готовили в камбузе, ели на палубе. Монастырь с его древней и страшной историей, языческие острова, морские традиции поморов, ГУЛАГ – за два дня нам удалось немного прикоснутся к холодящим душу тайнам архипелага.
Что нас ждет
Главный организатор фестиваля Владимир Софиенко поделился с планами на следующий год. Как вы знаете, согласно указу президента, он будет посвящен литературе. А что может быть больше связанно с литературой в Карелии, чем эпос «Калевала»? Третий фестиваль «Петроглиф-2015» состоится в Калевальском районе на острове Хайколя. Гости вспомнят народного писателя Карелии Ортьё Степанова и его роман "Родичи". В программе обязательно будут детское направление, проза (фантастика + реалистичная), поэтический марафон и, конечно же, экскурсионный тур по местным достопримечательностям, знакомство с творческими коллективами. Владимир сообщил, что уже ведутся переговоры об участии в фестивале писателя и журналиста Прилепина, критика Андрея Рудалева, писателя-путешественника, друга Мариуша Вилька, Василия Голованова.
Фестиваль оставил массу положительных эмоций. Несмотря на то, что были некоторые организационные недочеты, общение с интереснейшими людьми все компенсировало. Единственное, чего мне показалось мало, это молодых лиц. Нет не детей, приехавших с родителями-литераторами, а молодых авторов, стремящихся к саморазвитию и общению с более опытными мастерами слова. Надеюсь, что в следующем году я смогу поехать на фестиваль и встречу там много молодых творчески одаренных людей.
Арина Аликина
Август 2014